Когда найдена руководящая идея, сознание становится ясным: рассеивается тьма ночи и настает день. Заканчивается бесплодная борьба, начинается творческая работа. Солидаризм – это более прогрессивный путь общественного развития, знаменующий выход за пределы двух полюсов – либерализма и социализма.
Солидаризм близок психологии человека и отвечает исторической линии его поведения. Солидаризм вносит устойчивость в его внутренний мир, укрепляя его веру в свою традицию, и готовит его к активной деятельности во внешнем мире, в международной сфере.
Солидаризм избегает крайностей неограниченного либерализма (индивидуализма) и тирании социализма (тирании государства над личностью). Солидаризм отвечает исконному и естественному мотиву человеческого поведения – солидарности, хотя он так же отличается от нее как социальность от социализма. Солидарность, даже в очень широких масштабах не означает солидаризма как системы хозяйства и как организации общественных взаимоотношений в государственном масштабе. Однако осуществление солидаризма возможно лишь при условии воспитания ряда поколений в этике, проникнутой духом солидарности.
Человек – существо общественное и одним из проявлений общественного инстинкта являются действия, руководимые солидарностью. Человек руководствуется в своих отношениях к другим людям не только эгоизмом или альтруизмом, но и солидарностью, которая не может быть отнесена к эгоизму, потому что солидарность связывает нас с интересами других лиц, ни к альтруизму, потому что солидарность предполагает сознание взаимной пользы, а не только пользы других лиц.
На основе солидаризма выстраивается особая система права и хозяйства, которая отлична от двух противопоставляемых типов общественного порядка.
Наметим, вкратце, основные черты солидаризма.
Либерализм Солидаризм Социализм
В этике Эгоизм Солидарность Альтруизм В идеологии Индивидуализм Солидаризм Коллективизм В праве Частное право (Частный интерес) Регулятивное Право Публичное право (Общественный интерес) В экономике Децентрализованное хозяйство Солидаризованное хозяйство Централизованное хозяйство В гос. форме Демократическая республика Авторитарная демократия Тоталитарное государство В семье Равенство поколений Семейный Совет Домострой Помимо себялюбия (эгоизма) и самоотверженности (альтруизма) человек ежедневно вступает в отношения эго-альтруистические, основанные на сознании солидарности. Они выражаются в уступках, компромиссах, согласованиях, не для пользы одной только стороны, но для взаимной пользы. Всякая уступка, всякое подчинение основываются здесь не на жертвенном служении другим людям или обществу, а на сознании, что подчинение личного блага общему приносит общественные выгоды, а потому и совершается в целях и в пределах этой общей выгоды.
В том случае, когда выгода целого является выгодой и отдельного лица, оно готово поступиться частичными интересами, чтобы достичь главной цели. На этой почве вырастает психология соподчинения или солидарности.
Солидаризм как общественный порядок
Солидаризм не навязывает личности тех целей, которые чужды ей, и не приносит индивидуальные интересы в жертву “общему благу”, если только эта жертва не вознаграждается выгодами для участников солидарной группы. Но, с другой стороны, сознание того, что индивид не в силах обеспечить свои интересы без общества и государства, заставляет его подчиняться тем требованиям общественного порядка, без соблюдения которых он оказался бы беспомощным в борьбе за существование.
Социальные общности и развиваемые в них социальные институты направлены на обеспечение свободы и саморазвития каждого из их членов. Как только они перестают выполнять эти функции, каждый волен их покинуть.
Нормы здесь могут устанавливаться каждый раз заново и появляются как результат соглашения двух уникальных субъектов в уникальных обстоятельствах, свободных от рутинных представлений и способных на какую угодно форму взаимодействия с условием ее максимального соответствия содержательным целям и задачам сторон и, пределами которой является свобода другого. Одновременно здесь снимается противоречие между содержанием деятельности и сковывающей, ее социальной формой. Гибкость, вариативность, изменчивость и постоянная текучесть социальных форм делают социальную жизнь подобной текущему потоку, в котором формы, не успев принять четкие очертания, уже распадаются, чтобы вновь, как в калейдоскопе создать оригинальные конфигурации.
В качестве идеологических начал солидаризм воплощается в особых правовых принципах, обеспечивающих: а) объединение и совместную защиту солидарных интересов каждой общественной группой, и б) такое согласование интересов противоположных групп, чтобы личность, подчиняющаяся общественному союзу, находила в нем ограждение своих прав от притязаний государства, а в государстве – защиту от деспотизма общественной организации. Согласование интересов противоположных групп происходит либо в порядке добровольных соглашений, либо при посредническом участии государства.
Создавая юридически организованное групповое сотрудничество, солидаризм признает различие классовых интересов и открывает возможность их представительства и защиты, но он не может признать классовую борьбу как принцип, и те формы классовой борьбы, при которых один класс стремится уничтожить другой или же обеспечить свои интересы, не считаясь с последствиями для народного хозяйства.
Индивидуалистические проявления корректируются, культ “самого себя” подавляется, но, с другой стороны, исключается и поглощение личности государством (тоталитарность режима).
Различаются обычно два вида права: частное право, защищающее частные интересы, и публичное право, защищающее общественные интересы. Всякая норма права относится либо к первому либо ко второму виду права. Однако признание иного общественного порядка, кроме индивидуализма (либерализма) и социализма (коллективизма), дает начало его проявлению и в праве. Для солидаризма – это согласительное или регулятивное право. Оно требует согласования действий и интересов и не только определяет границы свободы как то принято в частном праве, но и подчиняет частные интересы общим, возлагая в связи с этим на отдельных лиц положительные обязанности. К добровольному самоограничению регулятивное право присоединяет дополнительные требования, пределом и условием которых являются выгоды самих участников. Регулятивное право не подавляет личности, не растворяет ее в массе, не подчиняет навязанному порядку. Регулятивное право согласовывает, а не подчиняет, регулирует, а не регламентирует.
Оно, с одной стороны, поддерживает уважение к частным правам, становясь оплотом против опасных тенденций централизации и социализации хозяйства. С другой стороны, оно перевоспитывает эгоистическую психологию собственников в духе солидаризма. Все отдельные хозяева, так же, как и наемные работники, являются соучастниками одного общего народного хозяйства, вследствие чего их действия и интересы должны согласовываться, по возможности добровольно.
Различают две системы хозяйства: децентрализованную и централизованную. В первой каждый хозяин сохраняет полную свободу, он сам себе центр. В другой он становится исполнителем задания, исходящего из единого государственного центра. Но может быть и третья система – хозяйства солидаризированного. Это хозяйство, поддерживаемое регулятивным правом, представляет собой усовершенствованную систему частно-правового строя, укрепляющего свою жизнеспособность переходом в стадию организованности, но организованности, достигаемой не путем подчинения единому принудительному плану, а путем согласования интересов между участниками хозяйства. Согласование это достигается при участии и, когда нужно, при поддержке государства.
Солидаризм сохраняет собственность, конкуренцию и свободу предпринимательской деятельности. Солидаристическое хозяйство вносит организующее начало не путем подчинения выработанному в центре плану, а содействием в сфере однородных интересов, сотрудничеству, взаимопомощи и взаимосогласованию.
Солидаризм в форме государственного устройства
Поскольку солидаризм возлагает на государство важные посреднические функции, требующие высокого авторитета власти и широких полномочий в отношении согласования противоречивых интересов, государственная власть должна обладать устойчивостью. Многие из начал демократического режима, особенно парламентаризм, не соответствуют идее укрепления центральной власти и усиления ее авторитета. Форма государственного устройства – монархическая, республиканская, парламентарная - определяется историческими основаниями, психологией народа и особенностями страны. Но важна не форма, а характер власти. Построенное на началах солидаризма государство должно быть проникнуто общественным духом. Государство должно не только содействовать, но и поощрять объединения граждан, имеющих общие интересы и обеспечивать им авторитетное представительство их интересов перед государственной властью.
Не принимая на себя хозяйственных задач, за исключением разве только военной промышленности и некоторых специальных предприятий, государство сохраняет свободу частного хозяйства. Но оно не может допускать в области частного хозяйства таких явлений, которые вредны для народного хозяйства в целом. Однако, во избежание произвола, всякого рода ограничения устанавливаются специальными законами, а не усмотрением администрации, и притом по соображениям экономической выгоды, а не ради политических идей.
Солидаристическое государство создает свой особый тип. Его особенность – иерархия солидаристически построенных общественных организаций, которые, охватывая по возможности все население и представляя все его интересы в параллельно сосуществующих организациях, стремятся не к поглощению одних другими или к пресловутому “объединению”, но к согласованному сотрудничеству в государстве как высшем единстве.
Согласование предполагает самодеятельность тех, чье поведение согласуется и не противоречит интересам государства. Государство не выдвигает свою волю как какую-то особую верховную волю, не считающуюся с волей граждан. Солидаризация проводится при наличии если не противоположных, то, во всяком случае, разнородных групп и течений, за каждым из которых признается право на существование.
Общая воля рождается их стремлений и задач самостоятельных участников государственной жизни, а не навязывается им сверху. Организовывать, не значит регламентировать, а находить сбалансированные, равновесные, иногда единственно возможные решения, удовлетворяющие всех участников. Организатор берет на себя функцию природной эволюции, ускоряя движение к более прогрессивным формам взаимодействия. Поэтому солидаристическое государство не стесняет предпринимательства, не принимает на себя осуществления хозяйственных задач и, устанавливая некоторые пределы свободы, обеспечивает эту свободу в установленных им пределах: оно только контролирует, а не управляет. Вмешательство его в действия хозяйствующих органов строго ограничено: оно допускается либо в случае расхождения частных интересов с интересами государства, либо в случае такого конфликта между интересами отдельных производительных групп, который они не могут разрешить собственными силами. Солидаризм отрицает и пассивность либерального государства, и самоуверенную претенциозность государства социалистического.
Солидаристическое государство, примиряя интересы противоположных классов и групп, ограждает интересы более слабых не с целью перераспределения материальных средств, а в целях сохранения социального мира.. При этом оно руководствуется не политическими, а экономическими интересами народного хозяйства и осуществляет социальные задачи в соображении с экономическими возможностями, не подчиняя экономику политике, поскольку, конечно, последнее не вызывается критическими обстоятельствами или условиями военного времени.
Семья может быть построена на началах полного подчинения всех членов семьи главе семейства. Можно представить себе семью, как свободное сожительство независимых членов семейства, хотя и связанных узами родства и общности домашнего хозяйства, но сохраняющих самостоятельность (семейный индивидуализм или семейная демократия). Наконец, можно представить себе семью как группу лиц, связанных не только родственной близостью, но и духом солидарности, скрепленной авторитетом родительской власти и требующей согласования поведения и интересов при посредстве авторитета родителей и “семейного совете”, в целях общей выгоды всей семье.
(Подобно этим трем типам семьи можно указать на три типа государства: неограниченная монархия, демократическая республика, авторитарная демократия).
Модернизация образования в свете этой платформы
Необходимо готовить кадры государственных и общественных деятелей, которые проникнувшись идеями национального единства и общегосударственных задач, сумеют связать отдельные группы и организации согласованной работой, без нарушения свободной их самодеятельности. Это направление государственной политики решает и задачи предпринимательства и его роли в обществе.
Обоснование неизбежности появления этой позиции
Обоснуем необходимость появления солидаризма в свете учения Ж.Пиаже о развитии общественного интеллекта. (Более подробно см. мою статью “Социологика как основание симптоматики ментальностей” www.socius.ru).
Каковы основные логические позиции представителей социалистической и либеральной ментальностей? Первый тип действует на основе функционирующих в ближайшей общности информационных связок: р, р à q, q. Связка p à q не подвергается сомнению и, следовательно, чтобы получить q, надо однозначно выполнить р. Второй тип, как правило, всегда имеет шкалу между вариантами: первым (р à q) и (р à -q), и вторым (р à q) и (-р à q).
В условиях концептуализации социальной реальности, присущей либо первому (советскому), либо второму, западному постлиберальному (нормативному) типу, и в предположении, что социальная реальность представляет собой совокупность циклических неравновесных процессов, раздваивающихся на противоположно направленные, сопряженные или нейтральные, и затем снова интегрирующиеся на более равновесной основе, то наиболее надежным в социальном плане оказывается принятие автономной в плане действий позиции, т.е. невовлечения ни в один из нормативно струящихся потоков действий. Эта, третья (релятивистская), по отношению к противоборствующим сторонам позиция получает преимущества ускорения или замедления этих потоков действий, играя роль социального катализатора, т.е., оформляющей эти потоки понятийно-ценностной, мыслительно-идеологической, идейно-интерпретативной проводящей среды, в которой как в фильтрующей решетке, беспрепятственно проходят одни объемы знания, сведений, информации, и тормозятся иные. Но сама эта третья позиция нуждается в строительном материале – ресурсах знания, образных или теоретических конструкциях, понятийно-повествовательных высказываниях, целедостигающих алгоритмах и, главное, видения объективных тенденций в каждой фазе протекающего процесса, что и позволяет осуществлять управление третьей позицией, которую назовем солидаристской с высоты четвертой, креативной, которая снабжает третью арсеналом ментально-ценностных средств векторного освоения социальной реальности. Например, с третьей позиции одни и те же социальные действия, совершаемые представителями первых двух типов ментальностей, могут либо осуждаться, либо прославляться, но предварительно эти действия вообще должны были получить некий социальный статус. Иными словами, четвертая позиция – это творческое открытие новых аспектов социальной реальности и изменение движения неравновесных процессов.
Григорьян Эрнест Рубенович,
Академик Российской академии естественный наук, доктор философских наук, профессор